Главная » Статьи » Мои статьи

Почему ошибаются мастера

Почему ошибаются мастера

Если бы спортсмены-ориентировщики одинаковой квалификации испытывали свои силы не в умении быстро и точно отыскивать контрольные пункты, а в легкоатлетическом кроссе на той же по протяженности дистанции, то расхождения их результатов никогда не были бы столь разительными. Нельзя объяснить разброс результатов и длиной выбранного пути. Как мы видели из рис. 11, истинные пути движения отличаются не очень существенно. Главное, что определяет лидеров и аутсайдеров, - это количество и значимость ошибок.

Все ориентировщики допускают то или иное количество "промахов" на каждом соревновании, но мастера делают их меньше, чем разрядники. Большая часть ошибок зависит от неудачного выбора скорости бега, спешки в выполнении технических приемов, нечеткой фиксации пройденных ориентиров. По итогам наблюдений на 477 этапах А. Кивистик установил следующие основные ошибки, допущенные спортсменами в ходе соревнований 1972 г. (табл. 18).

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.

Многие авторы пытаются систематизировать ошибки ориентировщиков. Различаются ошибки: а) новичков и мастеров; б) большие и несущественные; в) технические, тактические, психологические; г) вызвавшие "цепную реакцию".

А. Кивистик предлагает следующую градацию причин ошибок (табл. 19).

Таблица 19. Схема причин ошибок на дистанции

Субъективные причиныОбъективные причины
1. Ошибки планирования: 
а) отсутствие плана 
б) плохой план: 
плохой вариант пути 
плохой способ ориентирования 
2. Ошибки выполнения: 
а) не выполнен технический прием 
б) неточное выполнение приема 
3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников и т. д.)
1. Картографические ошибки: 
а) неточная карта, 
б) плохая читаемость, 
в) ошибки в оформлении 
2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП и т. д. 
3. Остальные ошибки (брак средств ориентирования и т.д.)

Определить, где совершена ошибка, нетрудно, не найти ее причину не всегда просто. Нередко в основе ошибки лежит не одно ошибочное решение, а несколько неверных оценок на разных фазах этапа. Причиной ошибки на КП может быть, например, то, что на предыдущем этапе или еще раньше спортсмен выбрал слишком сложный путь или высокую скорость бега.

Среди многих умений в спортивном ориентировании крайне важно умение сосредоточиться. Тот, кто владеет этим качеством, сможет в нужный момент лучше справиться с многочисленными задачами соревнований и выйти победителем. Если в легкой атлетике, лыжном спорте часто только сила воли определяет того, кто выиграет сегодня среди многочисленных, одинаково хорошо подготовленных спортсменов, то в ориентировании неизбежно возникает проблема и наивысшей собранности.

Различие между волей легкоатлетов, лыжников и внимательностью ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.

В ходе соревнований спортсмены непрерывно анализируют свои действия, пытаются разобраться в ошибках, вносят коррективы в дальнейшие планы прохождения дистанции. Как-то на крупных состязаниях ориентировшиков около лагеря ленинградских спортсменов появилась стенгазета, в которой была приведена такая шуточная анкета. На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".

Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.

Как бы великолепно ни были подготовлены спортсмены, каким бы опытом ни обладали, важность и "уникальность" события - старта в очередных соревнованиях - всегда накладывает отпечаток на их действия. Проблема первого КП остается всегда актуальной. Ориентировщик как бы рождается заново: перед ним новая местность, ему вручают новую карту, ему предстоит решить новые задачи на трассе, его окружают новые соперники, сотни новых любопытных глаз наблюдают за его действиями. Друзья, члены команды, тренер возлагают на него новые надежды. Да и ему самому хочется проявить по-новому свои качества и усилия, затраченные на тренировках. В такой обстановке каждый спортсмен стремится проявить себя достойно, но не у всякого это получается до конца. КП 1 - первый пробный камень.

Призеры второго чемпионата мира так анализировали свои действия на первом этапе.

С. Бьёрк: "На пути к первому КП я не мог сосредоточиться на движении по компасу. Вероятно, это зависело от излишнего возбуждения или нервной лихорадки, которая появляется у всех в такой торжественной обстановке".

Рис. 18

К. Гранштедт: "Проскочила первую призму. Не могла взять себя в руки. Мешали пресса и телевидение. Между КП 1 и 2 сбилась со счета шагов и пошла по предыдущей тропинке".

А вот посмотрите, какой простой первый этап был предложен на мужской дистанции первого дня чемпионата страны 1975 г. (рис. 18) и какие досадные "завитки" характеризуют путь москвича Г. Воронцова, занявшего в итоге 10-е место. Ясно, что он ориентировался слишком грубо и после болота, выйдя на возвышенную часть, не снизил скорость, чтобы разобраться в рельефе.

Более сложная задача стояла на первом этапе женской трассы третьего чемпионата мира, проходившего в ГДР (нарта XVIII). Горы, долины трех ручьев, запутанная сеть дорожек и тропинок требовали внимательного выбора пути движения и полной концентрации внимания. Анализируя трассы и варианты маршрутов, по которым бежали спортсменки, специалисты впоследствии пришли к выводу, что этот этап оказался одним из самых сложных на женской дистанции. Однако не все смогли совладать с собой. Среди неудачниц оказалась венгерская спортсменка Ш. Моншпарт; которую многие прочили в призеры соревнований: Моншпарт отлично знала особенности горных трасс, была отлично подготовлена физически. Но, взглянув па путь ее движения к КП 1 (карта XVIII), нетрудно понять, что спортсменку подвели нервы. Она явно перепутала долины ручьев. Элементарное смещение на параллельную ситуацию. В итоге на выход к КП 1 Моншпарт затратила 18 мин., в 1,5 раза больше, чем победительница этапа. Именно этих минут ей не хватило, чтобы выйти в призеры. Чемпионке мира И. Хадлер она проиграла 6 мин. 57 сек. и меньше 5 мин. уступила У. Линдквист, занявшей второе место. За год перед следующим чемпионатом, вспоминая о потерях прошлых лет, Моншпарт так ответила на вопрос о своих планах: "Надеюсь выступить во многих соревнованиях, где соберутся сильные соперницы. Я считаю, что это способствует достижению высокой формы. Кроме того, я должна тренировать свои нервы, которые много раз уже подводили меня".

Четвертый чемпионат мира проходил в Чехословакии (карта I). Дистанции были не менее сложные, чем в ГДР, но Моншпарт успешно справилась с ними и завоевала золотую медаль.

Своеобразный участок с множеством мелких и крупных камней, холмов, озер, полян встретился на первом этапе мужской дистанции четвертого дня швейцарских многодневных соревнований 1973г. (карта XIV). Хотя большую часть маршрута можно было пройти по тропе, на заключительном отрезке требовалось очень скрупулезно выбрать привязку, а затем точно идти по азимуту и читать карту. Но, видно, одна из хитростей службы дистанции состояла именно в попутной тропинке, на которой многие спортсмены сразу же после старта развивали "космические" скорости, а затем не могли их погасить. Среди них оказался и наш Г. Дукште. Ему долго пришлось покрутиться около КП 1 (см. карту XIV). Одна из его ошибок заключалась еще и в том, что была выбрана сравнительно дальняя привязка от северного угла большой поляны.

Явно не учел на старте коварство горной трассы В. Киселев во второй день тех же соревнований (карта III). В то время как большинство спортсменов, несмотря на удлинение пути более чем в 1,5 раза, избрали к КП 1 обходной вариант по дорожкам, он спустился на 55 м в долину ручья, а затем был вынужден подняться на 50 м по крутому склону.

Однако на этом этапе Киселев, очевидно, еще не прочувствовал коварство и своеобразие гор, не понял, что путь на КП 1 был ошибочный. После ухода с КП 3 он опять спустился в истоки ручья и пытался траверсировать склон. Если вспомнить, что сечение горизонталей составляет 10 м, то можно легко представить, насколько крут был склон и насколько больше эрозионных участков с камнями, промоинами было на нем, чем те, которые выделены сейчас на карте. Почувствовав себя "неуютно" на склоне, Киселев поднялся вверх и вышел на открытое пространство, где бежали почти все спортсмены. Их обходной путь по тропе был на 25% длиннее, чем прямая линия между КП 3 и 4, но всего на 6% длиннее, чем путь, пройденный Киселевым. Однако набор высот на обходном пути составлял 40 м, а на его пути - 60 м. В итоге этих ошибок, а также небольшой задержки у КП 9 Киселев проиграл 20 мин. 38 сек., что составило 36% от времени победителя. Среди 240 спортсменов он занял 132-е место. Несмотря на хорошие результаты в другие дни, когда он уступал лидерам не более 6-13% времени, его результат по сумме 5 дней оказался лишь 32-м.

Часто неудача на первом этапе вызывает растерянность, апатию. Не поняв причины ошибок, спортсмен не делает должных выводов, Действует неосмотрительно. Пример тому - продолжение ошибки

Г. Дукште, рассмотренной выше (карта XIV). КП 2 был расположен проще, чем КП 1. Однако здесь также требовались точное чтение карты и выбор надежной привязки. Множество маленьких полян и разветвленная сеть ручьев вновь запутали Дукште. Его попытка "привязаться" к местности путем выхода на границу леса и открытого пространства также не имела успеха, ибо поблизости к КП 2 на ней не было четких изломов контура. Хотя последующие этапы обошлись без ошибок, Дукште показал в этот день время в 1,5 раза хуже победителя.

Ошибки в середине дистанции часто происходят из-за желания наверстать упущенное на первых этапах. Именно так превышается "критическая скорость". Во время матча 1975 г. команд Вооруженных Сил СССР и Франции невероятную ошибку допустил А. Глушко около КП 11 (карта IX), стоившую ему потери более 20 мин. В значительной мере ошибка была вызвана тем, что перед КП 9 спортсмен начал искать пункт задолго до подхода к просеке запад-восток - одному из наиболее четких и надежных "тормозных" ориентиров. Потерял время и решил его наверстать, тем более, что расположение КП 11 и "простота" подходов к нему не вызывали ни малейших сомнений. Вот как поясняет А. Глушко свои неудачные действия:

"Допустив ошибку на КП 9, я решил компенсировать потерю во времени скоростью и, как полагаю, принял просеку (запад-восток) за дорогу, идущую под углом к этой просеке. Все дальнейшие действия были направлены на то, чтобы точно определить свое местонахождение. Точку, в которой я окончательно "привязался", я отметил на схеме (см. стрелку на карте IX) и показал предполагаемый путь за пределами карты. Мое положение усугубили заросли крапивы, остановиться в которых не было никакого желания".

Выше отмечалось, что превышение "критической скорости" может наблюдаться при переходе от одного участка трассы к другому, где требуется более четкое ориентирование. Распространенный случай подобных ошибок - сохранение высокой скорости на коротком азимутальном этапе после сравнительно легких длинных этапов с грубым ориентированием. Две такие ошибки отмечались у К. Юханссона на втором чемпионате мира, и мы их уже обсудили. А вот еще пример. На рис. 19 показаны "блуждания" наших ведущих спортсменов В. Кукка и А. Кивикаса около КП 4 традиционных состязаний "Гран-при" в Латвии. На отрезке длиной всего 150 м при наличии хороших опорных ориентиров оба спортсмена действовали небрежно и потеряли немало драгоценных минут.

Чрезмерное взвинчивание скорости бега, которое может отразиться на качестве ориентирования и понимания местности, происходит иногда на, казалось бы, простых "беговых" трассах, когда от одного КП до другого идут дороги и тропинки. Примером такого рода превышения "критической скорости" служит ошибка Л. Кривоносовой между КП 2 и 3 в первый день швейцарских многодневные соревнований 1973 г. (карта XIX). На развилке дорог спортсменка не сбавила скорости, не проверила направления движения по компасу и преодолела большой путь, прежде чем поняла и исправила ошибку.

Рис. 19

Небрежное выполнение приемов ориентирования, в частности при уходе с контрольных пунктов, - также одна из ошибок, которая время от времени наблюдается даже у очень опытных спортсменов. Такой "уход в обратную сторону" произошел с Г. Дукште в районе КП 5 в третий день многодневных соревнований в Швейцарии (карта XX). Большая поляна южнее КП 5 помогла спортсмену восстановиться. Однако была большая вероятность принять ее за те открытые пространства, что лежали на правильном пути к КП 6.

Такой же невнимательный уход с КП 15 совершил В. Киселев в 1975 г. на Карельском перешейке во время второй встречи команд Вооруженных Сил СССР и Франции (карта XXI). Если не обращать внимания на компас, как получилось у нашего ведущего спортсмена, то на его пути можно найти большое число ориентиров, сходных с теми, что должны встретиться на истинном прямолинейном пути к КП 16. Только на втором болоте, за канавой и дорогой, когда вместо ожидаемых холмов и суши вновь потянулась равнина, Киселев понял ошибку и повернул в нужную сторону.

Не исключены ошибки за счет генерализации и некоторых неточностей карты. И хотя их становится все меньше, спортсмены должны быть готовы домысливать то, чего не хватает на карте, или понимать, что появилось "лишнее". Это отнюдь не значит, что не следует доверять карте, идти слишком робко, но лишний контроль за своими действиями и уверенность в истинном местоположении всегда помогут быстрее выйти к КП. Вот, например, как анализирует А. Глушко причины ошибки около КП 17 на дистанции личного чемпионата страны 1975 г. Судя по рис. 20, ситуация на подходах к пункту была предельно простая: широкая вырубка, идущая с запада на восток; просека, подводящая спортсменов к этой вырубке от предыдущего КП; дорога, которая идет на север от вырубки почти до самого КП, да и сам пункт установлен на большом ориентире.

Рис. 20

"Первоначально КП 17 я предполагал "взять" сходу, так как информация с карты свидетельствовала, что пункт должен быть виден лучше предыдущих - он стоял на контуре растительности, а рядом не было камней и скальных выходов. Южнее есть еще один контур растительности с нечетко выраженными границами, и меня "утянуло" туда. В дальнейшем я сделал две попытки "взять" пункт от двух отдельных камней, расположенных северо-восточное пересечения просеки с дорогой. Затем пытался выйти на КП от развилки тропинки и дороги, восточное которой имеется еще один контур растительности. Тропинка должна была вывести севернее КП, но привела вновь к южному "редкому" контуру, т. е. пункт стоял севернее тропинки. После этих попыток я сбегал к широкой вырубке, чтобы убедиться, в том ли месте нахожусь. Пункт я взял не самостоятельно, "по участникам". Кроме этих ошибок мне помешало то, что пункт по ходу был закрыт срубленной березой.

В результате у меня появилось убеждение, что или место, где стоит пункт, было плохо откорректировано, или пункт установлен неправильно, или у меня на карте большое смещение цветов". Около КП 17 Глушко потерял 10-12 мин. На рис. 23 приводится график его бега. Возможно, эта ошибка лишила спортсмена призового места, поскольку по сумме предыдущих этапов он показывал 3-5-й результат. В итоге же Глушко занял 17-е место, хотя после КП 17 бежал вновь очень хорошо.

Многие ошибки объясняются психологическими трудностями, с которыми спортсмены встречаются на дистанциях. Интересная цепочка ошибок наблюдалась на мужской трассе третьего чемпионата мира между КП 5 и 8 (карта XV). Допускали эти ошибки явные фавориты. Однако обладатели золотых наград предыдущих первенств норвежец А. Хадлер и швед К. Юханссон сумели занять лишь 8-е и 9-е места, а швейцарец Д. Хуллигер все же поднялся на третью ступеньку пьедестала почета.

Перед КП 5 Хадлер уступал лидеру Хуллигеру всего 2 мин. Но на крутом и стремительном спуске после КП 5, который пoзвoляет развить максимальную скорость, он перепутал долины ручьев и начал подъем на совершенно противоположный склон (карта XV) Только преодолев около 25 м высоты и выбравшись из густого под леска, спортсмен понял свою ошибку. В итоге - проигрыш еще 1 мин.

На КП 6 "эстафету" от него принял Юханссон. Перед этим oн уже ошибся на КП 3 и стремился наверстать упущенное. Только психологическое перенапряжение могло быть причиной грубейшей ошибки на КП 6. Вместо того чтобы подниматься по склону на запад, он начал спускаться на восток. И только очутившись у ручья, потеряв 40 м высоты, спортсмен "очнулся" и повернул в нужную сторону.

Рис. 21

Здесь Юханссон передал "эстафету" Хуллигеру. До КП 7 швейцарец был лидером соревнований. Но между КП 7 и 8 на поляне за шоссе располагался пункт представителей прессы и телевидения. От КП 7 сюда вела маркировка, а дальше - свободный путь к КП 8, до которого оставалось всего 200 м. Очевидно, Хуллигеру не хотелось останавливаться на глазах журналистов, смотреть в карту, выбирать нужную дорожку. Он стремительно убежал по первой же попавшейся дороге в противоположную от КП 8 сторону. Так он проиграл на этом этапе 5 мин. и лидерство в чемпионате.

Из этой же серии психологических ошибок хорошо известен промах А. Хадлера на том же чемпионате после КП 13, когда он, поднявшись на хребет, расслабился и, не долго думая, начал спускаться по тому же маршруту, которым минутами назад шел наверх. Эта ошибка описана в уже упоминавшейся книге С. Елаховского "Бег к невидимой цели".

Очная борьба с соперниками также часто кончается печально. Посмотрите на рис. 21, где показан путь Л. Кривоносовой перед КП 4 на крупных московских соревнованиях, посвященных 10-летию развития спортивного ориентирования в СССР. Вряд ли в спокойной обстановке можно было допустить такую ошибку. А вот что говорит об этом сама спортсменка:

"На предыдущем этапе я выбрала не самый хороший путь. Долго пробиралась по болотистой местности. Другие ориентировщицы выбрали обходной вариант по дорогам и тропинкам. Однако после КП 3 на половине пути к КП 4 я достала Куранову, которая стартовала раньше меня на минуту. Я удивилась и обрадовалась. Видно, мои дела были еще не столь плохи. Именно в этот момент я и допустила ошибку. Невнимательно следила за компасом и тенями деревьев. И хотя точно знала, что мне нужно бежать на север, чтобы выйти на дорогу, которая проложена вдоль восточного края болота, я постепенно и незаметно отвернула в сторону и побежала на запад. Когда же мне попалась тропа, то уже не сомневалась, что бегу по нужной дороге. Только на болоте я опомнилась, но поздно. Четких привязок не было, и пришлось изрядно поплутать. Кстати, где-то рядом "гуляла" и моя соперница, которая опрометчиво бросилась за мной".

Рис. 22

Ошибки последнего КП. Кажется, уже все ясно, финиш на виду Последняя отметка, а знака контрольного пункта нет. Где же он находится?

Посмотрите на рис. 22, где приведены "блуждания" советских ориентировщиков С. Крылова, В. Кукка и болгарина Н. Беделева во время матча команд Дружественных армий под Минском в 1974 г. Здесь происходит потеря тех минут, которые наверстать уже невозможно. Часто последний КП спортсмены ищут даже при наличии маркировки, идущей от него до финиша. Так случилось с А. Хариным на личном чемпионате страны 1975 г. Не заметив маркировку, он проскочил мимо КП и только через 2 мин. вернулся обратно.

Универсальных средств избежать ошибок нет. Только скрупулезное изучение их причин, работа над техникой ориентирования, воспитание психологической устойчивости могут привести к успеху. Вот что думает по этому поводу чемпион страны С. Симакин:

Вопрос: "Как ведешь себя, если допустил ошибку в выборе пути движения или при поиске КП?"

Ответ: "Стремлюсь побыстрее исправить ее и обратить себе на пользу. Так было, например, во время чемпионата страны 1975 г. в эстафете, когда я, выбрав неправильный путь, пробежал мимо одного из последующих КП и посмотрел, где он находится. Если сделал ошибку, то стараюсь внушить себе, что не нужно слишком волноваться". Вопрос: "А стремишься ли отыграть потерянное время?"

Ответ: "К сожалению, сразу рвусь вперед, хотя стараюсь сдерживать себя. Только постепенно увеличиваю скорость. Но все же лучше остановиться и посмотреть. Если бы на эстафете не погнался за И. Таса и С. Кузнецовым, то не сделал бы ошибку и команда заняла бы не третье место, а более высокое. Это тем более непростительно, ибо я знал, что у нас разные контрольные пункты и этапы, ведь эстафета проводилась с рассеиванием".

Даже самые опытные спортсмены перед ответственными стартами часто не могут совладать с волнением. Например, летом 1969 г. наша необстрелянная сборная команда прибыла в ГДР на большие состязания, предшествовавшие третьему чемпионату мира. На них выступали все ведущие ориентировщики, в том числе и скандинавские, с которыми до этого советские спортсмены практически не встречались. В ночь перед стартом члены нашей мужской команды спали плохо. В итоге первый день соревнований закончился для нас не очень успешно, однако все поняли, что "не боги горшки обжигают" и что со скандинавами можно соперничать. Во второй день женская и мужская команды, поборов волнение, выступили намного лучше. Так, женская команда лишь на заключительных 100 м трассы уступила третье место сборной Норвегии, за которую на последнем этапе бежала И. Хадлер, ставшая через год чемпионкой мира.

Таким образом, нужно стремиться заранее изучить своих соперников (лучше всего в ходе крупных состязаний), оценить возможные условия проведения соревнований, готовиться к неожиданностям морально, технически и физически. Приобретение большого соревновательного опыта - один из наилучших способов избавления от ошибок.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: akropolblg (08.06.2016)
Просмотров: 79 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar